Главная
История
Создание
Жанры
Фестивали
Словарь
Об авторе

Кинословарь

а..в| г..е| ж..и| к| л..о| п, р| с, т| у..я

    Метафора

(греч. metaphora - перенесение) - поэтический прием, наделяющий предмет новыми особенностями, присущими другому предмету. В кинематографе использование метафор многообразно. Очень часто метафорическое значение отдается подробностям развертывающихся событий, фону, декорации, времени года, погоде, одежде... Дом, напоминающий мрачную пещеру, буря за окном, как бы подыгрывающая драматической сцене, рассветная заря, предсказывающая начало новой жизни для героя, - можно привести много примеров. Метафора обычно основывается на вполне реалистичном повествовании, становясь его особо выразительным элементом.

    Мизансцена

(франц. mise en scene - размещение на сцене) - расположение действующих лиц игрового фильма в пространстве (относительно друг друга и среды) и движение их в той или иной сцене, связанной единым драматическим действием. Театральная мизансцена отличается временной непрерывностью действия и неподвижностью точки, с какой наблюдает ее зритель. В отличие от этого кинозритель видит мизансцену во множественности планов и ракурсов. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.
    Основные виды мизансцены - многоплановые (действие развивается одновременно на переднем и заднем планах), глубинная (действие ориентировано в глубь или из глубины кадра), панорамная (в соответствии с движением камеры). Композиция фильма в целом и мизансцена как его составная часть объединены пространственно-временной организацией материала.

    Мимика

(греч. mimikos - подражательный) - по определению словаря русского языка - "движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние". Применительно к театру и кино мимика - одно из средств актерской выразительности, важнейший момент пластического рисунка роли. Крупный план сделал видимыми для зрителя почти неуловимые движения лица и позволил актеру кино отказаться от подчеркнутой мимики театральной сцены. В годы немого кино мимическая игра выполняла отсутствие звучащего слова. В звуковом кино мимика дополняет слово, сообщает ему оттенки, иногда его заменяет. Светом, ракурсом, крупностью плана оператор способствует тому, чтобы актерская мимика была не просто четко видна, но и точно передавала бы образный смысл роли.

    Монтаж

(франц. montage - сборка) - одно из центральных понятий киноискусства. Оно употребляется в нескольких взаимосвязанных значениях.
    1. Фильм представляет собой сочетание отдельно снятых кадров. Они склеиваются в определенной последовательности, обусловленной сценарно-режиссерским замыслом произведения. В этом значении монтаж - технологический процесс создания фильма как целого из частей. Здесь режиссеру помогает монтажер. Однако это процесс не только технологический, но и творческий, потому что как бы точно ни был снят фильм по режиссерскому сценарию и раскадровке, отснятый материал нейзбежно отличается от них и подсказывает режиссеру новые решения. В так называемый монтажно-тонировочный период режиссер может исключить некоторые кадры и даже целые сцены, изменить последовательность кадров и событий. В это время окончательно устанавливается длина (метраж) каждого кадра, возникает общий ритм картины. Творческий зарактер монтажного периода заключается в том, что здесь уточнаяется и завершается режиссерский замысел, драматургия фильма, формируется образный строй произведения.
    2. Но для того, чтобы фильм можно было смонтировать, его нужно монтажно снять. А это значит - снять по сложившимся в кино и постояннно разваваемым, дополняемым законам монтажа, монтажной формы. Монтажная форма фильма как целого складывается из двух видов монтажа - внутрикадрового и межкадрового. Внутрикадровый монтаж - построение единого выразительного пространства-времени кадра (как короткого, так и длинного - так называемого плана-эпизода). Выразительные средства внутрикадрового монтажа - ракурс, объектив (глубина резко изображенного пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный, планы, деталь), длина кадра, движение камеры, цвет, звук, средства актерской выразительности, декорационного и музыкального решения фильма, динамика их сочетаний и единство. Все эти средства объединяет в художественное целое композиция кадра. Она строится с учетом того, что кадр будет существовать в ленте не изолированно, а в сочетании с соседними и должен с ними взаимодействовать. Поэтому каждый кадр задумывается и снимается как часть монтажного строя, монтажного контекста фильма. Таким образом, внутрикадровый монтаж переходит в межкадровый - в связь и взаимодействие кадров, что порождает образный ряд кинопроизведения.
    Монтаж и есть способы и принцип создания кинематографического образа и образного ряда фильма; это система выразительных средств экрана и правил из употребления. Для художника монтаж - способ выразить свое видение мира. монтаж принимает разные формы, однако он как принцип создания кинообразности сохраняется.

    Наплыв

- постепенный, плавный переход изображения одной сцены фильма в следующую, смежную с ней. При наплыве яркость изображения первой сцены постепенно снижается, и по мере его исчезновения на экране высветляется, как бы наплывая на него, изображение следующей сцены. Наплыв зачастую применяется для показа изменения времени, обозначения смены обстановки или места действия. Нередко применение наплыва дает возможность избежать промежуточных кадров и монтажных перебивок.

    Озвучивание

(озвучание) - запись речи, музыки и шумов для фильма. Обычно запись речи производится одновременно (синхронно) со съемкой изображения. Однако не всегда удается получить "чистовую" фонограмму, мешают посторонние шумы. Тогда "черновая" фонограмма используется как вспомогательная при монтаже и чистовом озвучивании фильма в условиях специально оборудованных студий.
    В процессе речевого озвучивания актер, видя на экране изображение и слушая в наушниках "черновую" запись голоса, повторяет текст перед микрофоном, соблюдая при этом синхронность артикуляции. Озвучивание специальных шумов (шаги, цокот копыт, льющаяся вода, раскаты грома и т.п.) производится группой звукооформителей. Методы озвучивания используются и при дублировании фильмов.

    Оператор

(оператор-постановщик) - в художественном кинематографе один из основнях создателей фильма, непосредственно работающий над его изобразительным решением и осуществляющий съемку. Становление операторского искусства тесно связано с развитием киноискусства в целом, освоением многовекового опыта живописи, театра, драматургии. Используя в своем творчестве художественные возможности операторского искусства и современной кинотехники, оператор в процессе съемки реализует в экранном изображении творческий замысел всего коллектива создателей фильма.
    Совместно с режиссером-постановщиком и художником-постановщиком оператор на основе сценария и замысла фильма разрабатывает изобразительное решение фильма, трактовку сцен и эпизодов картины, портретные характеристики основных персонажей, проводит съемки актерских проб, участвует в выборе мест съемок, утверждении эскизов декораций и костюмов.

Евтюшкина Ирина, ВГПУ, 2009
счетчик посещаемости